+998 90 914-57-30    info@snsratings.uz   Узбекистан, г.Ташкент, ул.Бузбозор, 5.

Рейтинг как современный инструмент транспарентности эмитентов и защиты прав инвесторов

С учетом проводимой в нашей стране Президентом и Правительством политики, направленной, в первую очередь, на модернизацию всех сфер экономики и дальнейшее укрепление и расширение инвестиционного потенциала страны, в настоящее время сложилась уникальная ситуация, когда международные и национальные рейтинговые агентства не конкурируют между собой, а наоборот дополняют и сотрудничают друг с другом, повышая тем самым имидж нашей страны на международном уровне.

Поэтому немаловажен вопрос, в чем заключается разница между национальными и международными рейтинговыми агентствами, и почему отечественные финансово-банковские организации все чаще предпочитают получать национальные рейтинги наравне с международными рейтингами.

Разъяснить суть этого вопроса редакция Finance.uz попросила генерального директора Рейтингового агентства «Standard and Sensetive Ratings» Наиля Гайнуллина.

Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы для лучшего понимания сути вопроса дать несколько определений.

Международный кредитный рейтинг – отображает кредитоспособность должника, его способность и готовность выполнять конкретные финансовые обязательства. Основывается на глобальной или международной сравнительной базе. Включает риски неблагоприятных действий правительств и риски, связанные с местонахождением страны. Риски зависят от валюты, в которой выражено обязательство.

Национальный кредитный рейтинг – отображает кредитоспособность должника, его готовность и способность выплачивать конкретные финансовые обязательства. Особенностью является то, что показатели сравниваются с аналогичными показателями других компаний и конкретных обязательств внутри страны. Результаты национального кредитного рейтинга различных стран не сравниваются. Наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале, как правило, получает правительство этой страны.

Кредитный рейтинг в иностранной валюте – отображает способность должника выполнять свои финансовые обязательства (такие как выплаты процентов, дивидендов по привилегированным акциям, погашение основной суммы долга, урегулирование страховых убытков и выполнение контрагентских обязательств), выраженные в иностранной валюте. Выводы основываются на индивидуальных кредитных характеристиках, которые включают фактор риска, связанный со страной, и экономический фактор риска. Также учитываются риски, связанные с переводом средств и другие риски, имеющие отношение к действиям государства, которые могут оказать непосредственное влияние на доступность иностранной валюты, необходимой для своевременного исполнения обязательств, в отношении которых составлен рейтинг.

Кредитный рейтинг в национальной валюте – отображает способность заемщика обеспечить наличие ресурсов в местной валюте, для того, чтобы покрыть свои финансовые обязательства (в национальной и иностранной валюте). Не учитывается риск прямого вмешательства со стороны правительства. При анализе учитываются экономические риски – влияние политики правительства на экономические и финансовые условия, в которых работает заемщик. На результаты влияют такие факторы, как ставки обменного курса, инфляция, условия рынка труда, налогообложение, регулирование деятельности и инфраструктура.

И еще важный момент независимо от статуса рейтингового агентства, миссия любого рейтингового агентства заключается в ряде направлений.

Во-первых, повышение уровня защиты инвесторов, повышение информационной прозрачности экономики в целом и финансового рынка, а также обеспечение регулирующих органов и инвесторов объективными оценками качества активов.

Во-вторых, содействие формированию прозрачной (транспарентной) и конкурентной среды на отечественном финансовом рынке и рынке рейтинговых услуг, участие в процессе развития национальных рейтинговых агентств, обеспечение потребителей качественными рейтинговыми услугами.

В-третьих, в объективности оценок – экологической, энергетической и экономической эффективности в отношении деятельности предприятий, компаний и регионов. В-четвертых, в содействии в управленческом консультировании и развитии профессиональной инфраструктуры для обеспечения качества консультационных услуг во всех сферах деятельности общества.

Устойчивое и динамичное развитие экономики нашей страны открывает все новые горизонты для дальнейшего развития рейтинговой деятельности, как эффективного и современного инструмента, способствующего повышению транспарентности эмитентов (предприятия или учреждения, которым присвоен рейтинг) и защите прав инвесторов. Кроме того, наличие рейтинга дает эмитентам возможность предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, снижает процентные ставки, а также делает заемщика известным и влияет на его репутацию. Благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению риск-доходность. При этом агентства отслеживают платежеспособность заемщиков не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества, поэтому инвесторы имеют доступ к информации о надежности своих вложений фактически в реальном времени.

В настоящее время в мире существует примерно 112 международных и национальных рейтинговых агентств. Наиболее известны и авторитетны три из них – Moody’s Investors Service (Moody’s), Standard & Poor’s (S&P) и Fitch Ratings(Fitch). На них сегодня приходятся практически 90% международного рейтингования в мире.

В данное время в Узбекистане активно работают три международных рейтинговых агентства – «Moody’s», «S&P» и «Fitch», а также два национальных рейтинговых агентства – «Standard and Sensetive Ratings» (SNS RATINGS) и «Ahbor-Reyting».

И логичен вопрос, которым задаются сегодня потенциальные инвесторы и эмитенты, чем выделяется деятельность международных рейтинговых агентств и национальных локальных структур?

Отличия в деятельности

У международных агентств за плечами колоссальный опыт работы в этой сфере и создание уникальных инструментов рейтингования. Но как эксперт я отмечу, что для работы с партнерами на внутреннем рынке рейтинги наших Национальных рейтинговых агентств в настоящее время представляются более адекватными и удобными. Как показала рейтинговая практика, в данное время пользователями рейтингов Национальных агентств являются, прежде всего, отечественные инвесторы, для которых необходим учет национальной практики делового оборота. В то время как пользователи рейтингов международных агентств – иностранные инвесторы, которым привычнее оценивать предприятия во всем мире по собственным стандартам. Здесь добавлю, что базовый продукт Национального рейтингового агентства «SNS RATINGS» – кредитные рейтинги по национальной шкале – являются не абсолютной заменой, а, скорее, дополнением к международным рейтингам.

В пользу Национальных рейтинговых агентств говорит и тот факт, что наши эксперты уделяют особое внимание сопровождению рейтинга после присвоения, а это менее распространено в практике международных рейтинговых агентств. В дополнение к этому, Национальные агентства, помимо рейтингов, предлагают также широкий спектр информационно-аналитических услуг, то есть следуют цели создания эффективной инфраструктуры тех финансовых рынков, на которых они работают, а не целям продажи только отдельного продукта, как это практикуют Международные рейтинговые агентства. При этом глобальные агентства не акцентируются на национальных рынках, уделяя больше внимания международным рынкам. Национальные рейтинговые агентства, напротив, глубже понимают специфику конкретных рынков, что обуславливает большую эффективность их оценок.

Но еще более важно сегодня то, что Национальные агентства принципиально заинтересованы в развитии национального рынка долговых обязательств для расширения собственного бизнеса, и это является значительной гарантией качества и объективности их оценок.

Кроме того, согласно проведенным международными финансовыми институтами межстрановых эмпирических исследований было определено, что национальные рейтинговые агентства в большей мере учитывают внутренние микроэкономические факторы риска, а международные агентства – макроэкономические. Национальные рейтинговые агентства рассматривают наличие в капитале рейтингуемой организации государственной собственности как фактора, усиливающего ее устойчивость, а международные – в качестве негативного фактора.

Кроме того, Национальные рейтинговые агентства в основном опираются на данные отчетности, составленной на основе внутренних стандартов финансовой отчетности, а международные – на МСФО, дополненные сведениями из иных источников. Как правило, расхождения в присваиваемых рейтингах между международными и национальными рейтинговыми агентствами особенно заметны для активов стран с неразвитыми и/или неглубокими долговыми рынками.

Подчеркну, что национальные рейтинговые агентства имеют ещё одно существенное преимущество по цене рейтинга: она составляет обычно от $3 до $30 тыс., в то время как у международных агентств она варьируется от $50 до $100 тыс.

Различия в рейтинговых шкалах у международных и национальных агентств

Безусловно между международными и национальными рейтинговыми шкалами есть принципиальные отличия. В этой связи необходимо отметить, что международная рейтинговая шкала обеспечивает возможность международного сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных рейтинговым агентством. При этом учитывается уровень суверенного рейтинга государства, в котором компания ведет свою деятельность, и где находятся ее собственники, бизнес, клиенты и основные активы.

В свою очередь, Национальная рейтинговая шкала обеспечивает возможность исключительно внутригосударственного сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных соответствующим кредитным рейтинговым агентством. Здесь определяется вероятность дефолта (уровня риска) в сравнении с самым высоким уровнем кредитоспособности в экономике – обязательствами Правительства и некоторыми производными от них.

Вместе с этим, по моему мнению, Национальная рейтинговая шкала на сегодняшний день предоставляет значительно больше возможностей для дифференциации кредитоспособности рейтингуемых объектов по сравнению с возможностями Международной рейтинговой шкалы, так как полностью исключает некоторые суверенные и другие систематические риски, в равной степени характерные для всех организаций на данном рынке. С учетом этого, можно констатировать тот факт, что рейтинги по Национальной шкале в настоящее время наиболее точно отражают позицию рейтингуемого объекта именно на отечественном финансовом рынке. Кроме того, по сравнению с рейтингами по Международной шкале, они не подвержены изменениям, в зависимости от текущего суверенного рейтинга страны или какой-либо политической ситуации. Другими словами, в случае понижения по каким либо причинам странового рейтинга, Международные рейтинговые агентства почти автоматически по принципу эффекта «домино» начинают снижать на более низкий уровень ранее присвоенные кредитные рейтинги всем предприятиям и организациям, имевшим международный рейтинг.

Разработанные рейтинговым агентством «SNS RATINGS» методологии рейтингования по Национальной рейтинговой шкале в своей основе, конечно же, учитывают международный опыт и лучшие международные практики, но при этом подготовлены финансовыми экспертами специально для национальных организаций с учетом специфики и практики ведения бизнеса в нашей стране и, в отличие от зарубежных моделей, носят менее обобщенный характер.

Могу добавить, что для рейтингуемых объектов Национальная рейтинговая шкала РА «SNS RATINGS» в большей степени детализирована и содержит больше уровней рейтинга, чем международная рейтинговая шкала. Так, например, по Международной рейтинговой шкале отечественные компании могут претендовать на 12 уровней рейтинга с учетом «странового потолка», в то время как по Национальной рейтинговой шкале агентства «SNS RATINGS» – на 20, не считая дефолтного уровня.

Таблица соответствия Международных и Национальных рейтинговых шкал Узбекистана

Международные шкалы рейтингов

Национальные шкалы рейтингов

Fitch

S&P

Moodys

РА «SNS Ratings»

Другое рейтинговое агентство

Рейтинги инвестиционного класса

AAA

AAA

Aaa

   

AA+

AA+

Aa1

   

AA

AA

Aa2

   

AA-

AA-

Aa3

   

A+

A+

A1

   

A

A

A2

   

A-

A-

A3

   

BBB+

BBB+

Baa1

   

BBB

BBB

Baa2

   

BBB-

BBB-

Baa3

(uz) AAA+

 

BB+

BB+

Ba1

(uz) AAA

 

Рейтинги спекулятивного класса

BB

BB

Ba2

(uz) AA+

uz A++

BB-

BB-

Ba3

(uz) AA

uz A+

(uz) AA-

B

B

B1

(uz) A+

(uz) A

(uz) A-

uz A

B+

B+

B2

(uz) BBB+

(uz) BBB

uz B++

CCC

CCC+

B3

(uz) BBB -

 

CCC

Caa1

(uz) BB+

uz B+

 

CCC-

Caa2

(uz) BB

CC

CC

Caa3

(uz) BB-

(uz) B+

uz B

   

Ca1

(uz) B

   

Ca2

(uz) B-

     

(uz) CCC

uz C++

     

(uz) CC

uz C+

     

(uz) C

uz C

     

(uz) D

uz D

Из таблицы видно, что по Общим принципам Международные и Национальные рейтинговые шкалы значительно не отличаются, так как при разработке национальной рейтинговой шкалы экспертами агентства «SNS RATINGS» в полной мере учитывалась международная рейтинговая практика, но с учетом собственных наработок, сформированных из накопленного рейтинговым агентством опыта работы на внутреннем рынке.

При этом Национальная рейтинговая шкала Рейтингового агентства «SNS RATINGS» и Методология присвоения рейтинга имеют существенные отличия от Национальной рейтинговой шкалы. Основным критерием оценки существующих Методологий являются точность и адекватность кредитных рейтингов, присвоенных на основании соответствующих методологий. Данный показатель, как правило, оценивается на основании исторических данных с применением объективных методов валидации и фактических статистических показателей (например, статистика дефолтов, показатели стабильности и т.д.) по каждому виду объектов рейтинга. Иными словами, можно сказать, что жизнеспособность любой новой рейтинговой Методологии, равно как и новой рейтинговой шкалы. проверяется прежде всего практикой. Кроме того, любая новая Методология должна поработать два-три года, чтобы накопилась хорошая статистика и сформировалось понимание, к чему движется рынок, и как это отражают системы методов.

Впервые в отечественной рейтинговой практике введены два инвестиционных уровня рейтинга

Что касается Национальной рейтинговой шкалы РА «SNS RATINGS» и соответственно Методологии присвоения кредитного рейтинга, то, с одной стороны, они очень схожи с аналогичными системами Международных рейтинговых агентств, а с другой, имеют определенные отличия от применяемых в настоящее время другим национальным рейтинговым агентством систем.

При разработке рейтинговой системы агентства «SNS RATINGS» за основу брались факторы, нашедшие свое отражение в международных стандартах Basel-2 и Basel-3. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в настоящее время появилась очень острая потребность в стандартизации многообразных долговых финансовых инструментов, создании адекватной системы оценки рисков при управлении инвестиционным портфелем. И именно эту потребность, по нашему мнению, призваны удовлетворить кредитные рейтинги.

Ведь рейтинги – это один из наиболее удобных и эффективных способов решения проблемы асимметрии информации. При всем при этом, кредитный рейтинг является публичной консолидированной информацией. С учетом этого, национальная рейтинговая шкала агентства «SNS RATINGS» имеет 20 уровней рейтинга, что позволяет более чувствительно и более справедливо оценивать рейтингуемые объекты и более справедливо выставлять им кредитные рейтинги соответствующего или заслуженного ими уровня.

Кроме того, в новой рейтинговой шкале агентства «SNS RATINGS» впервые в отечественной рейтинговой практике введены два инвестиционных уровня рейтинга, что, конечно, будет иметь стимулирующее значение для рейтингуемых рейтинговым агентством отечественных эмитентов, организаций, учреждений и других рейтингуемых объектов. В свою очередь, введение двух инвестиционных уровней кредитного рейтинга говорит о том, что в Методологии рейтингового агентства, наряду с другими важными параметрами, очень большое значение уделяется оценке инвестиционной привлекательности рейтингуемого объекта, что имеет важное значение для поднятия имиджа рейтингуемых предприятий на новый более высокий инвестиционный уровень.

Рейтинговое агентство ООО «STANDARD AND SENSETIVE RATINGS» далее по тексту (РА «SNS RATINGS») созданно в апреле 2019 года, в рамках выполнения Правительственных решений направленных на улучшение рейтинга Узбекистана в целях оказания рейтинговых услуг финансово-кредитным учреждениям Республики.
Присвоение кредитных рейтингов производится в рамках Методики разработанной РА «SNS RATINGS» в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению рейтинговой оценки финансово-кредитных учреждений Республики Узбекистан, а также с учетом критериев и стандартов международных рейтинговых агентств и согласованной с Национальной Ассоциацией Участников Финансового Рынка(НАУФР) и Национальной Ассоциацией Микрофинансовых Институтов(НАМИ).

В рамках Постановлений Президента Республики Узбекистан № ПП–3620 от 23 марта 2018 года «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг», № ПП–3852 от 13 июля 2018 года «О мерах по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного Банка и Международной Финансовой Корпорации «Ведение Бизнеса», № ПП–3874 от 19 июля 2018 года «О дополнительных мерах по ускорению реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в 2018-2019 годах», а также в целях дальнейшего расширения спектра предоставляемых на отечественном финансовом рынке услуг, РА «SNS RATINGS» разработаны и внедрены в рейтинговую практику новые рейтинговые продукты, включая: «Рейтинг качества предоставляемых коммерческим банком услуг по национальной шкале», а также «Рейтинг инвестиционной привлекательности коммерческих банков по национальной шкале».

Наши партнёры

  • 1_naufru.jpg
  • 2_nami.jpg
  • 3_bank_ved.jpg
  • 4_research_center.jpg
  • lukoil.jpg